1. Деятельность
  2. ВСМС
  3. Деятельность ВСМС
  4. Отчет о деятельности за 2010-2012 года

Отчет о деятельности за 2010-2012 года

Сентябрь 30, 2014 Просмотров: 155

Отчет о деятельности Армавирского местного отделения Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» за период с 2010 по 2012 гг. Приоритетные направления деятельности Армавирского местного отделения Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» на 2013 год.

Указом Президента РФ от 10 июня 2012 года № 805 в Российской Федерации установлен День местного самоуправления, который будет отмечаться ежегодно 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

История образования и развития местного самоуправления в России берет свое начало с 50-х годов XVI века, пройдя различные преобразования в дореволюционный и советский периоды.

Однако, только после принятия Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление получило всестороннее развитие и стало отвечать природе своего назначения. В положениях 131-ФЗ определена сущность местного самоуправления и дано его четкое определение. Оно сформулировано следующим образом:

Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных границ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ в крае была проведена большая организационно-правовая работа. Принят Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 года №717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». На его базе в дальнейшем разработан и принят целый пакет нормативных правовых актов, позволивших в 2005 году подготовить и провести выборы депутатов представительных органов и глав городских и сельских поселений, а также принять уставы и местные бюджеты поселений.

Кроме того, были приняты нормативные правовые акты об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; о межбюджетных отношениях; о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств краевого бюджета, об установлении границ муниципальных образований края, о разграничении имущества между муниципальными образованиями и сельскими поселениями, другие нормативные правовые документы.

В целом во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ принято 205 законов Краснодарского края и 116 постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края.

С учетом мнения жителей каждого населенного пункта и территориальной удаленности сельских округов друг от друга, было создано и в настоящее время на территории края работает 426 муниципальных образований: 7 городских округов, 37 муниципальных районов и 382 городских и сельских поселения.

В целом на территории края интересы пятимиллионного населения представляет 7522 депутата районного, городского и сельского уровней и 100 депутатов Законодательного Собрания края.

Развитие эффективного, реального местного самоуправления ведет к развитию гражданской активности и ответственности жителей за состояние дел на своей улице, на территории хутора, аула или станицы и в целом в муниципальном образовании. Сегодня на территории края функционирует 5642 органа территориального общественного самоуправления. Все они активно участвуют в решении вопросов местного значения. Большую помощь в их работе оказывают первичные и местные отделения Регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления.

Одним словом, сегодня местное самоуправление – это тот институт, который обеспечивает развитие экономики и социальной сферы, решает ключевые жизненные потребности человека и во многом обеспечивает сохранение социально-политической стабильности в крае. Это сегодня признается на всех уровнях власти, в том числе подавляющим большинством населения края.

Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (далее – ВСМС) учрежден 31 мая 2006 года. ВСМС является добровольным, основанным на членстве, самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных Уставом.

Основные цели организации:

•Содействие реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

•Создание условий для формирования эффективной системы местного самоуправления;

•Содействие в обеспечении высокого качества и комфортных условий жизни граждан Российской Федерации;

•Содействие развитию различных форм и механизмов гражданского участия в работе органов государственной власти и местного самоуправления;

•Обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с целью повышения качества жизни населения и эффективного развития территорий;

•Содействие реализации механизмов оказания социальной поддержки и защиты граждан;

•Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

•Осуществление благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества;

•Осуществление деятельности в области просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Задачи организации

Для достижения уставных целей Организация в соответствии с действующим законодательством решает следующие задачи:

•Участвует в разработке и корректировке решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

•Оказывает содействие в разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях реализации потребностей граждан;

•Информирует население о целях и задачах, текущей деятельности Организации, ведет агитационно-массовую и пропагандистскую работу с населением;

•Содействует разработке и внедрению программ комплексного социально-экономического развития территорий;

•Принимает участие в муниципальных выборах путем выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления, организует предвыборную агитацию за выдвинутых и поддерживаемых Организацией кандидатов;

•Участвует в подготовке и проведении референдумов в Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации и местных референдумов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

•Формирует и готовит кадровый резерв для органов государственной власти и органов местного самоуправления;

•Оказывает консультационную помощь органам местного самоуправления, в том числе путем разработки методических рекомендаций, проектов правовых актов для органов местного самоуправления;

•Организует работу по мониторингу состояния и развития институтов общественного самоуправления в муниципальных образованиях;

•Ведет исследовательскую работу в области муниципального управления, разработку современных моделей муниципального управления;

•Оказывает содействие в самоорганизации граждан;

•Содействует в профессиональной деятельности членам Организации;

•Ведет работу с молодежью, привлекает ее к участию в осуществлении молодежной политики Организации;

•Проводит обучение кадров, актива и членов Организации.

Главный лозунг организации: «От развития муниципалитетов – к развитию страны».

Работа Армавирского местного отделения Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» за период с 2010 по 2012 гг. была неразрывно и гармонично интегрирована в функционирование представительного органа муниципального образования г. Армавир - армавирскую городскую думу, общественные организации, администрацию муниципального образования город Армавир, ТОСы, предпринимательское сообщество, ветеранские организации и в целом все то, что мы называем сообщество граждан.

В своей работе Армавирское местное отделение Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» столкнулось со следующими обстоятельствами.

1. Низкая социальная активность граждан

Серьезнейшей проблемой в настоящее время является низкая социальная активность граждан.

Этот вывод подтверждается результатами социологических опросов, проведенных, в том числе, по инициативе ВСМС. Они показали, что в целом отношение у граждан к идее принять участие в деятельности органов местного самоуправления является стабильно индифферентным. Единственной аудиторией, в которой замечен небольшой позитивный отклик на эту возможность, являются предприниматели.

2. Неудовлетворительное финансово-экономическое положение Муниципалитетов.

Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципальным образованиям дополнительных источников собственных доходов, прежде всего, налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась, а вместо нее «усиливалась» финансовая помощь сверху.

3. Проблемы коммунальной инфраструктуры

В настоящий момент сфера ЖКХ является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов.

4. Институциональные (структурные) изменения в сфере местного самоуправления.

Территориальные преобразования: укрупнение муниципальных образований.

Причины: необходимость сокращения количества убыточных, дотационных поселений, в основном в сельской местности; необходимость сокращения расходов на содержание аппаратов управления на местах, оптимизации местных бюджетов.

Несмотря на обозначенные трудности Армавирское местное отделение Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» добилась следующих результатов.

Так, депутатский корпус основное внимание уделял решению вопросов, отнесенных к его компетенции, реализовывал контрольные и представительские функции в соответствии с планами работы, утвержденными на сессиях городской Думы, предложениями, поступившими от главы и администрации муниципального образования город Армавир, от депутатов и непосредственно от избирателей.

Из наиболее значимых решений нормативно-правового характера, принятых Думой в последнее время, особо надо выделить следующие.

О внесении изменений в решение Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир» (от 29.03.2012 № 327);

- О внесении изменений в решение Армавирской городской Думы от 02.11.2006 № 234 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании город Армавир» (от 18.10.2012 № 390);

- О местном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (от 29.11.2012 № 402);

- О принятии новой редакции Устава муниципального образования город Армавир (от 11.07.2012 № 353);

Кроме этого, были приняты важные решения, не являющиеся нормативно-правовыми, но всесторонне затрагивающие интересы граждан города, из них такие, как:

- Об итогах оперативно-служебной деятельности отдела МВД России по городу Армавиру за 2011 год (от 20.02.2012 № 302, от 29.11.2012 № 396);

- Об определении победителей конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления муниципального образования город Армавир» в 2011 году и об участии в краевом конкурсе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления» (от 20.02.2012 № 311);

- Об информации МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю о постановке на налоговый учет иногородних предпринимателей и организаций (от 29.03.2012 № 321, от 27.04.2012 № 334);

- О работе Управляющих компаний на территории муниципального образования город Армавир (от 29.03.2012 № 324);

- Об утверждении индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (от 29.11.2012 № 399);

- О развитии городской зоны отдыха в районе пруда на территории муниципального образования город Армавир (от 29.11.2012 № 406).

Большинство депутатов принимает самое активное участие в мероприятиях городского масштаба, является частыми гостями в школах, медицинских учреждениях, ветеранских организациях, тесно сотрудничает с руководителями ТОС, квартальными, старшими по домам.

Важнейшее направление работы Армавирского местного отделения - это ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И взаимодействие С НАСЕЛЕНИЕМ.

С 2010 года в Армавире существенно повышена роль органов территориального местного самоуправления (ТОС). Сегодня активизации их работы требует сама жизнь. Жилищное законодательство предусматривает большие полномочия собственников помещений в многоквартирных домах по управлению этими домами – в том числе, и во взаимоотношениях с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими и другими организациями жилищно-коммунального комплекса.

Именно органы ТОС сегодня представляют интересы жителей города. Они стали сегодня надежными помощниками муниципальной власти в работе с населением по решению первостепенных и жизненно важных вопросов. Это, прежде всего, весь комплекс работ по поддержанию чистоты и порядка, организация досуга по месту жительства, помощь в выявлении случаев нарушения правопорядка, решение целого ряда хозяйственных и социальных проблем.

Вопросы, волнующие жителей города, рассматриваются два раза в месяц на Днях общественности с участием руководителей органов ТОС, главы муниципального образования, председателя Армавирской городской Думы и представителей администрации города. Многие поднятые проблемы оперативно решены, а те, которые требуют значительных финансовых затрат, включены в план работы отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

В 2012 году три органа ТОС (ТОС №4, ТОС №10 и ТОС №5) города Армавира признаны победителями краевого конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления».

На благоустройство их территорий из краевого бюджета выделены денежные средства в размере одного миллиона рублей. По решению Совета ТОС средства направлены на строительство детских площадок в центральной части города (500 тыс. руб.), в микрорайоне «Черёмушки» (300 тыс. руб.) и на территории поселка Мясокомбинат (200 тыс. руб.).

В 2013 году, учитывая положения российского законодательства, мы планируем в качестве эксперимента опробовать работу ТОС в статусе юридического лица.

Кроме того, в 2013 году планируется уделить особое внимание следующим вопросам:

- разработать и принять Положение об Общественной палате, которую в ближайшее время планируется создать в Армавире;

- активизировать взаимодействие ТОС со службами ЖКХ, отделом контроля городского хозяйства, участковыми полиции по вопросам наведения санитарного и общественного порядка; это даст представителям общественного самоуправления возможность эффективно и оперативно решать возникающие проблемы.

Предполагается активнее применять практику совместных отчетов перед населением руководителей органов ТОС, координаторов депутатских центров и депутатов городской Думы – с обязательным информированием населения о деятельности ТОС в средствах массовой информации.

Кроме того, именно по нашей инициативе мы уверены будут внедрены новые формы работы с населением.

Если до недавнего времени основной формой работы с широкими массами населения были, в основном, сходы в микрорайонах города, то с 2012 года активно внедряются и другие формы общения городской власти с армавирцами:

- встречи главы города с трудовыми коллективами предприятий, организаций и молодежью;

- встречи специалистов администрации и руководителей ТОС со старшими многоквартирных домов в управляющих компаниях;

- технические советы, которые проводят глава Армавира и его заместители в микрорайонах города с участием руководителей ТОС;

- обход объектов потребительской сферы и контроль их соответствия действующему законодательству, правилам благоустройства и санитарного содержания.

Представляется, что не следует особенно подробно останавливаться на тех успехах, которые были достигнуты в развитии муниципального образования город Армавир.

В 2012 году объем обрабатывающего производства в Армавире вырос, по сравнению с 2011 годом, на 30 процентов. А выпуск продукции пищевой промышленности увеличился на 48 процентов.

Расширение производства и реализация инвестиционных проектов позволили создать на армавирских промышленных предприятиях в 2012 году более 770 новых рабочих мест.

В 2013 году объем промышленного производства в Армавире планируется увеличить на 13%.

Следует особо отметить, что в городе уже не первый год работает Совет Директоров промышленных предприятий.

Например, в 2012 году, благодаря инициативе Совета Директоров, в армавирской школе № 3 часть помещений переоборудована под филиал детского сада № 25. Теперь сюда ходят 50 детей.

Жилищно-коммунальное хозяйство

По инициативе общественности, и в том числе членов «ВСМС» в Армавире была инициирована городская программа ремонта дворовых территорий. Задача, которую мы поставили перед исполнительной властью - привести дворы в полный порядок и передать их в таком виде жителям многоквартирных домов.

В 2012 году проведено благоустройство дворовых территорий на сумму более 26 миллионов рублей.

Одним из важнейших показателей социальной обстановки и главным критерием оценки качества жизни населения является демографическая ситуация в муниципалитете.

В 2012 году в Армавире на свет появилось 2 480 новорожденных – это на 111 младенцев больше, чем в предыдущем, 2011 году. Умерло 2297 граждан – это на 167 человек меньше, чем в 2011 году.

Стоит отметить, что после спада рождаемости, который наблюдался в 2010 году, в последующие два года в Армавире наблюдается ее стабильный рост. Более того, в 2012 году, впервые за последние 10 лет, в Армавире родилось граждан больше, чем умерло.

В 2012 году город Армавир занял вторую строчку рейтинга муниципальных образований Краснодарского края по реализации молодёжной политики. Основными ее задачами являются: создание благоприятных условий для развития потенциала молодежи, стимулирование участия молодежи в общественной и политической жизни города, патриотическое воспитание, сохранение и приумножение культурных национальных традиций.

Особо следует отметить те приоритетные направления деятельности Армавирского местного отделения Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» на 2013 год.

1. Разграничение полномочий между уровнями публичной власти.

1.1. Увеличение объема расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не обеспеченных соответствующими источниками доходов.

1.2. Закрепление за органами местного самоуправления дополнительных полномочий в отраслевом и региональном законодательстве.

1.3. Неполное соответствие вопросов, закрепляемых за органами местного самоуправления, природе и назначению местного самоуправления.

1.4. Значительное расширение перечня прав органов местного самоуправления по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения, в том числе по участию в осуществлении не переданных им государственных полномочий.

2. Финансовое обеспечение муниципальных образований и формирование состава муниципальной собственности.

2.1. В настоящее время сохраняться тенденция централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы Российской Федерации. Фактически, решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований является необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

3. Применение программно-целевых методов бюджетного планирования на местном уровне, территориальное планирование в муниципальных образованиях.

3.1. Важнейшей на сегодня становится задача повышения качества управления и эффективности принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления решений в целях повышения уровня жизни граждан, создания равных возможностей для реализации населением своих политических, социальных, экономических прав вне зависимости от места проживания.

3.2. Эффективное решение вопросов местного значения невозможно обеспечить без установления четких стратегических задач и приоритетов осуществления в каждом муниципальном образовании социально-экономической политики, а также определения системных и взаимоувязанных механизмов их реализации.

4. Территориальные преобразования в сфере организации местного самоуправления: укрупнение и преобразование муниципальных образований в целях оптимизации системы местного самоуправления.

5. Формирование кадрового потенциала местного самоуправления, повышение качества предоставления муниципальных услуг гражданам.

5.1. Формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг

Так принимаемые административные регламенты должны устанавливать совершенно четкие нормативы: по срокам рассмотрения вопроса, по нормам времени ожидания в очереди, по порядку взаимодействия разных органов власти. И главное эти правила должны неукоснительно соблюдаться, должна быть отлажена система контроля и жесткого реагирования на случаи нарушения установленных правил.

6. Совершенствование политической системы и гражданского общества на местном уровне. Формирование полноценной системы гражданского контроля за местной публичной властью, а также территориального общественного самоуправления.

Популяризация и распространение лучших практик работы ТОСов, стимулирование создания территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях является перспективным направлением работы органов местного самоуправления.

Вместе с тем, заслуживает рассмотрения вопрос об упрощении процедуры регистрации органов территориального общественного самоуправления в качестве юридических лиц. По мнению представителей органов местного самоуправления, действующий порядок такой регистрации слишком сложен для большинства активистов ТОСов.

Заместитель председателя
Армавирского местного отделения
КРО ООО «ВСМС» А.В.Поляков